Этой осенью, как я уже упоминала здесь раньше, решила подать заявку на присуждение Именных Стипендий мэра города Тольятти (то есть, моего родного города). Это единовременная выплата в размере 5 000 руб, даваемая молодым людям в возрасте от 12 до 30 лет за успехи в различных областях (шесть номинаций: образование, научная деятельность, культура и искусство, физкультура и спорт, волонтерство и некий "новый взгляд" - за что дается, я понятия не имею). Я пошла по первой номинации, т.к. там в зачет шло то, чем я, собственно, в основном и занималась, - олимпиады. Система оценки донельзя проста: за участие или призовые места в олимпиадах и конкурсах разного уровня начисляется определенное количество баллов (от 0,1 б за участие в городских конференциях до 5 б за призовое место на международных олимпиадах). Три человека, набравшие наибольшее количество баллов, и становятся стипендиатами. Только вот есть в этом всем одно "но": при таком распределении баллов человек, выигравший Заключительный этап Всероссийской Олимпиады школьников (если кто не знает, практически высшее из того, что можно достичь по олимпиадной стезе по львиной доле предметов, круче только международные, но они в основном у технарей) получает оценку меньшую, чем призер области по Международным конкурсам типа "Британский бульдог" или "Золотое руно" (ряд платных заочных конкурсов по общеобразовательным предметам). И это донельзя обидно, т.к. уровень сложности заданий просто несопоставим, даже примеры приводить не хочется.

Теперь о своём участии в этом фарсе. Узнала я об этом конкурсе не в школе, как это по идее и должно быть, а от бывшего любимого, которой по своей олимпиадной юности успел получить оттуда деньги. К сожалению, условия участия таковы, что в обход своего образовательного учреждения подать заявку невозможно - нужна подпись директора. Стала искать среди администрации гимназии того человека, который бы согласился со мной этим заняться, к счастью, как сначала подумала я, подобными вопросами у нас занимается завуч, с которым я в нормальных отношениях. Под давлением матери и под аккомпанемент моих заверений в том, что "не всё там у них куплено - выигрывали же знакомые" удалось уговорить госпожу N (будем называть ее так, дабы не переходить уж совсем на личности) взяться за оформление бумаг. И всё бы ничего, радоваться бы мне, да вот только у г-жи N дочь учится со мной в одном классе... Здесь начинается самое печальное. Девушка эта класса с шестого участвует в различных платных заочных олимпиадах, которые пишут за нее либо учителя, либо гугл - это уж ни для кого не секрет. Я в подобном участвовать перестала как раз классе в восьмом - денег жалко, сил, времени и полнейшую несправедливость не выношу. У дочери г-жи N полностью обеспеченная матерью серебряная медаль, но об этом я уже устала плакать, ибо у меня честно вымученное "золото", которое школа периодически пытается оттяпать и на которое я уже, в общем-то, забила, но речь сейчас не о том. Я собрала свои бумаги, все самостоятельно оформила и тут узнала, что девушку эту тоже номинировали. "Ладно, - подумала я, - В Комиссии же не дураки сидят, понимают, что Областная олимпиада намного сложнее и ценится обычно выше, чем небезызвестный "зоопарк", следовательно, и оценивать будут соответственно уровню." Я искренне надеялась на победу, т.к. набор у меня был даже посолиднее, чем у любимого когда-то, областных побольше, конференции есть, а победителей и призеров Всероссийской Олимпиады в городе на данный момент нет. Как я ошибалась! Все мои "города" и "области" ломаного гроша не стоят, как выяснилось. По итогам этого конкурса я получилась четвертой. Не хватило одного места. А дочь г-жи N... Она абсолютный победитель с большим отрывом по баллам. Вот так вот. Когда я узнала, с трудом удержалась от публичных слёз - дотерпела до дома и проревелась там. Здесь не столько проигрыш болезнен или "обидное четвертое место", сколько раненое самолюбие и чувство справедливости. Я всё равно считаю невозможным ставить "международные" (РФ, Украина, Казахстан, Таджикистан и Чехия) заочные олимпиады, в которых самым сложным вопросом является вопрос о том, кто написал "Гарри Потера" (это правда!), с любым из этапов ВОШ, в которых проверяется не только знание теории, но и умение рассуждать и писать (кто был хоть раз хотя бы на окружном этапе - поймет, о чем я). Мелочь, казалось бы, а веру в то, что стране еще нужны думающие и хоть что-то знающие молодые люди (я не столько себя имею ввиду, сколько в целом олимпиадное сообщество), эта мелочь потихоньку разрушает. Я понимаю, что с системой бороться смысла нет, что она всяко сильнее меня и любого перемелет, не пошатнувшись, но обида в душе затаивается, отбивая всякое желание участвовать в подобном еще когда-либо, и даже идти на свои пять областных хочется уже намного меньше. Скажите, зачем тогда учиться думать, рассуждать, писать, узнавать, если в итоге все равно героем станет тот, кто умеет ставить галочки в нужную клетку? Неужели наша система образования настолько против развития у детей мышления, кое обеспечивают как раз олимпиады, подобные ВОШ, которые, кстати, абсолютно бесплатны? Я понимаю, что платные конкурсы - это целая индустрия, печальное порождение капитализма и прекрасный способ отработать собственную диссертацию, да еще и деньги за это получить, но, зачем, зачем же приравнивать их к тому, что a priori выше?

P.S. Ну, вот, получилось более похоже на плачь от обиды, чем на небольшое обличительное эссе, какое затевалось вначале. Надеюсь, суть я передала.